Мировое древо в верованиях народов земли
Представления о космическом древе как центре мироздания присутствуют у всех народов, населяющих нашу планету. Образ Мирового древа можно обнаружить в сказаниях и мифах, поэзии, пословицах и баснях. Так или иначе, он повсеместно отражается в разных культурах и искусстве, будь то живопись или орнамент, скульптура или памятники, обряды и ритуалы, культовые архитектурные сооружения, а также науки и философские мировоззрения.
Мировое древо стоит у истоков всех известных цивилизаций (как существующих по сей день, так и канувших в прошлое) и по праву считается одним из древнейших символов, берущих начало от зарождения человечества. Это самый ранний архетип центра, организации и стабильности.
По вертикали Космическое древо делится на три сегмента: крону, ствол и корни. Каждый из них соотносился с одним из миров и существами, живущими в нем. Так, ветви ассоциировались с птицами. По традиции птиц было двое, или же одна – чаще это орел, восседающий на вершине. Средняя часть древа, ствол, ассоциировался с копытными: лошадьми, оленями, коровами. В более поздние времена в средний мир был определен и человек. Нижняя часть (корни) населялась лягушками, бобрами, рыбами и фантастическими существами.
Горизонтальная структура Великого древа моделировала стороны света, времена года, цвета и элементы мира.
В шумерском эпосе о Гильгамеше Мировое древо упоминается под именем хулуппу – в его корнях обитает змея, посредине находится дева Лилит, а на ветвях сидит птица Анзуд.
У народов Сибири были представления о шаманском дереве, которое прорастает сквозь все миры Вселенной.
Викинги верили, что весь мир умещался в пространстве от кроны до корней могучего дерева. В роли центра мироздания они видели огромный ясень, называемый Иггдрасилем. Вершина ясеня, задевающая своими ветвями Солнце и Луну, была обителью богов. Мидгард, мир людей, располагался вокруг ствола. В корнях ясеня гнездились силы зла. Самые мощные корни Иггдрасиля уходили вглубь земли и достигали чудесных краев.
В роли Мирового древа могли выступать разные деревья: береза, яблоня, явор. Славяне в качестве Древа жизни чаще всего представляли дуб. Его предпочитали в силу того, что это мощное растение было символом твердости и долголетия, а также стойкости листвы, которая желтела поздней осенью.
«Дуб булатный» рос в центе мира – на острове посреди океана, на Алатырь-камне, наделенном магической силой. Он делил пространство на небесную, земную и подземную зоны. В его кроне нашли пристанище соколы и другие птицы, ствол облюбовали пчелы, а нижнюю часть населяли бобры и прочие подземные обитатели.
После прихода христианства Мировое древо у славян трансформировалось в райское древо жизни, которое зачастую путали с древом познания. В апокрифической книге Еноха записано, что древо жизни растет в центре рая, на нем почивает Бог. Связь Бога с мистическим древом перекликается со связью Иисуса с крестом, на котором он был распят – по легенде, древесина креста проросла после его казни.
В наши дни отголоски древних верований сохранились в науке: варианты схем, схожих с Мировым древом, применяются в математике, лингвистике, экономии, химии, социологии. Большинство схем управления, подчинения и т.п. также восходят к схеме Мирового древа.
Образ древа оказался настолько мощным, что сохранился во всех временах и культурах как символ центральной оси мира, циклов жизни, смерти и возрождения, сокровенных знаний и таинств законов Бытия.
Глория Марис
Интересные факты
Чего только ни придумают современные архитекторы. Одним из направлений креативных изысков, сочетающих в себе экологический фактор и завлекательную диковинку, является строительство домов на деревьях. Так, многие компании по всему миру предлагают для самых искушенных туристов рестораны и даже целые отели, уютно разместившиеся на дереве. Но если для кого-то подобное – погоня за впечатлениями, то для племени Короваи из Новой Гвинеи – это образ жизни.
Историческая справка
Традиционно во многих странах мира символом Рождества и Нового года является украшенная ёлка. Новогодняя ёлка в России ведёт свою историю с 1699 года, когда указом Петра I было предписано украсить к новогоднему празднику улицы, дороги, ворота и крыши домов хвоёй.