:  

Плот и челн

Водные пространства - реки, озера, моря - люди использовали с незапамятных времен: и как угодья для охоты и рыболовства, и как удобные дороги для путешествий и перевозки грузов. Недаром первые примитивные средства для передвижения по воде наши далекие предки начали изготавливать задолго до того, как ими были изобретены колесные повозки и даже сани-волокуши. Исследователи считают, что уже 100 тыс. лет назад люди начали пользоваться связанными бревнами и вязанками хвороста для коротких плаваний по рекам и озерам. Весел не было — грести приходилось руками. А 30 тыс. лет назад появились челны, изготовленные из цельного ствола дерева.

Держась за бревно.

Действительно, первыми «судами» в истории стали обычные бревна, с помощью которых можно было преодолевать небольшие водные преграды. Со временем наши предки научились соединять бревна (или вязанки сухого тростника) в плоты, передвигаться на которых было значительно легче и безопаснее. Затем наступила новая эпоха в доисторическом судостроении: люди научились делать из стволов деревьев примитивные лодки-долбленки, а несколько позднее — лодки с деревянным каркасом, на который которых натягивалась водонепроницаемая обшивка из шкур животных. И если первые «мореходы» приводили свои суда в движение с помощью шестов, то вскоре им на помощь пришли короткие гребки и весла.

Непотопляемый моноксил.

Примитивные челны-однодеревки, или, как их называют ученые, «моноксилы», изготавливали из цельного бревна, выжигая или выдалбливая с помощью каменных топоров в нем углубление для гребца. Такие челны были довольно тяжелыми и неуклюжими. Материалом для них служила древесина дуба, осины, тополя, пихты. Некоторые челны-моноксилы достигали 10 м в длину. Плавали на них преимущественно стоя.

Иногда, если не удавалось найти подходящее бревно, а также в безлесных местностях, наши предки сплетали легкий каркас из ивовых прутьев, поверх которого укреплялась обшивка из пропитанных жиром шкур животных или древесной коры — чаще всего бересты. Преимущество таких судов заключалось в их легкости: при необходимости их можно было без особого труда перенести через пороги или через водораздел между двумя реками.

Иван Сергеев



В древние времена большинство орудий труда и строительных материалов было из дерева. Так, изначально, дерево служило материалом и для изготовления гвоздей. Однако, в силу своей недолговечности, с началом эпохи освоения металла, деревянные гвозди уступили своё место железным. Тем не менее, деревянный гвоздь видоизменился, но не умер окончательно и в наши дни. Одной из его разновидностью является нагель, широко используемый в строительстве домов из бруса.

Деревья стали национальными символами многих стран. Так, в 1965 году в центре флага Канады появилось изображение кленового листа, национального достояния страны, являющего собой важнейший экономический ресурс. Из сахарного клёна, произрастающего преимущественно в восточной части Канады, производят знаменитый на весь мир кленовый сироп.