:  

Северный финик

У этого дерева существует множество имен, из-за чего нередко происходит путаница в различных изданиях. Его величают и дикой маслиной, и серебряным деревом, и царьградским вересом. На самом деле у растения есть официальное название, правда, не очень благозвучное – лох.

На своей родине в Азии и на Кавказе дерево издавна популярно как пищевое и лекарственное растение. Также лох был неотъемлемым атрибутом в обрядах: он считался необыкновенно счастливым растением, способным уберечь людей от злых духов. Ягоды как символ плодовитости и жизненной силы служили новогодним ритуальным угощением, а в Средней Азии ими осыпали новобрачных. Народная молва сложила о дереве немало сказок, пословиц, преданий и загадок. Например, одна старая загадка о нем звучит так: «Чудо-дерево стоит, серебристый свет струит».

Есть интересная легенда – будто 22 июня плоды покидают деревья и гуськом отправляются прямиком в Мекку. Именно там на косточках появляется изображение священного знака «алеф» - первой буквы арабского алфавита. После этого плоды снова совершают путешествие в родные пенаты, чтобы дозреть на ветках. Такие косточки носили в виде браслетов или бус как мощные амулеты.

Как плодовое растение лох давно используется жителями Армении. Там его называют пшат. Ягоды растирали в муку, которая содержит сахар, витамин С и органические кислоты. Ее добавляли в пряники, лепешки и первые блюда.

Высушенные плоды лоха по питательности можно приравнять к финикам, хороши они и в свежем виде. Также в Средней Азии и на Кавказе в почете лоховый мед.

В народной медицине дерево пользуется заслуженным успехом. Масло, настоянное на душистых цветках, втирали в кожу при простудах, ревматизме и выпадении волос. Водным настоем на цветках полоскали горло. Применяли и отвары плодов, и растертые листья.

В настоящее время растение является желанным гостем в посадках южных городов. Дерево это светолюбиво, солеустойчиво, не страшит его ни жара, ни засуха. Цвести и плодоносить растения начитают с пятилетнего возраста и нередко доживают до векового юбилея.

Глория Марис



Люди всегда считали деревья высшими растениями, приписывали им магические свойства, верили, что деревья могут обмениваться с человеком энергией. На Руси, прислонившись к березе, просили счастья в личной жизни, к дубу – здоровья и долголетия, к сосне – финансового благополучия.

Традиционно во многих странах мира символом Рождества и Нового года является украшенная ёлка. Новогодняя ёлка в России ведёт свою историю с 1699 года, когда указом Петра I было предписано украсить к новогоднему празднику улицы, дороги, ворота и крыши домов хвоёй.